Город Бар, как и всякий порт, современный, шумный и многоязычный, обращен своим умытым лицом к морю. Но если зайти к нему за спину, пройти или проехать несколько километров окраинами, можно попасть на извилистую улочку, которая ведет прямо в сказку. Подлинные останки бурной и прекрасной жизни кажутся здесь живописными декорациями, тем не менее, пунктиры отсутствующих стен и стертые камни, из щелей между которыми пробивается упрямая зелень, несут отпечаток подлинности. Мгновение, остановившееся сотни лет назад.
Это Старый Бар – город-призрак и город-памятник, «черногорские Помпеи» и бывшая резиденция королей, мастеровых, монахов и моряков, дошедший до нас хорошо различимой иллюстрацией черногорского бурного и прекрасного прошлого.
История Бара, изложенная в путеводителях и энциклопедиях с библейской дотошностью, оставляет у непосвященного человека легкую путаницу в голове и впечатление современной стратегической игры. «…В 1042 году князь дуклянских славян Стефан Войислав нанес поражение византийцам в районе Бара... с 1360-х годов здесь правила династия Балшичей из Зеты... в первой половине XV века Бар не раз переходил из рук в руки венецианцев, Балшичей, деспота Стефана Лазаревича, деспота Джурджа Бранковича и Стефана Вукчича… с 1443 года город в составе Венецианской республики… в 1571 году Бар был захвачен турками, но город не был разрушен…»
В общем, за кого играешь: за войиславичей или византийцев?
И когда ходишь по самому городу, по неровным мощеным улочкам, заглядываешь в темнеющую глубину полуразрушенных проемов, чудесным образом стираются хронологические границы. Поневоле ждешь, что вон из-за того угла покажутся хитрые венецианцы в шляпах с перьями, только что прибывшие на своих пузатых суденышках с той стороны моря, а в скрытом от глаз дворике торгуются за оливковое масло дукляне, а на площади перед волшебным образом восставшим из руин кафедральным собором Святого Георгия (кстати, до сих пор небесного покровителя Бара) вот-вот состоится коронация первого короля Зеты Михайло Войиславлевича. И топчутся кони в парадных бархатных попонах, и простолюдины готовы пасть ниц перед будущим королем. А вот грозная Цитадель со своими башнями и бойницами, построенная отдельно от города! Широкий обзор, за который ценилось защитниками это укрепление, со временем превратился в «прекрасный панорамный вид», предмет для фотографирования.
Есть города с прошлым, где памятники и старинные постройки выглядывают из-за спин современных зданий из стекла и бетона, а есть – прошлое без города. Где ничего не мешает бродить по заброшенным улочкам, взбираться на старинные стены, слушать шум ветра и рассматривать полустертые фрески на стенах разрушенных храмов. Старый Бар – одних из таких редких городов, особенно если прийти сюда рано утром, когда здесь почти нет туристов.
От прежней бурной жизни в городе сохранились остатки 240 строений из тесаного камня, узкие кривые улочки и площади неправильной формы. Какие-то пострадали от времени сильнее, какие-то меньше, но все вместе они создают уникальный контекст, фон для памятников, которые благодаря этому остаются живыми, не застывают безжизненными глыбами. Один из старейших памятников старого города - ворота X-XI веков. Помимо остатков кафедрального собора св. Георгия XI века (ранее это была церковь св. Теодоры), сохранились руины храма Св. Николы (позднее церковь Св. Марка), и двух готических церквей - св. Катарины и св. Венеранды. Дожил до нас венецианский дворец XV века. Есть здесь и артефакты эпохи турецкого владычества: акведук XVI-XVII веков, часовая башня 1753 года постройки, пороховая фабрика и турецкая баня.
Акведук – ажурное каменное сооружение в северной части Старого Бара из 17 больших пролетов различных размеров, опирающихся на такое же количество массивных опорных столбов. Еще в XVII веке он служил для доставки в город воды от источников, находящихся в трех километрах от города. Кстати, именно эти родники питьевой воды, бывшие в средние века стратегическим ресурсом, и обусловили строительства города именно в этом месте. Вторым не менее важным аргументом, были скалы, неприступно защищавшие город, который в те времена по определению был крепостью, с трех сторон.
В верхней части акведука проложен канал, в который помещены связанные между собой керамические трубы (диаметром около 12 см и длиной по 30 см). Что интересно, акведук – действующий. Он восстановлен после землетрясения 1979 года и сейчас мог бы снабжать водой город.
У юго-западной стены Старого Бара находится мечеть Омербашича с минаретом (1662) и гробницей турецкого правителя Дервиш-Хачана (XVII век). К ней пристроено небольшое одноэтажное строение, служившее жилым помещением. У входа поставлена водопроводная колонка. Позднее здесь построен дом при мечети, предназначавшийся для размещения паломников и имамов. Весь комплекс обнесен каменными стенами.
Что интересно, трудолюбивые жители города Бара, расположенного «на перекрестках мирозданий», которые добывали соль, отжимали оливковое масло, торговали, воевали, всегда отличались широкими взглядами. Обитатели Бара век за веком прилежно обогащали его облик, привнося в него то славянские, то венецианские, то готические, то византийские, то восточные мотивы, которые, сливаясь, придавали городу особенный колорит. Но помимо этого, жители города были и веротерпимы. Например, в расположенной в окрестности церкви Св. Теклы, построенной в XIV веке, два алтаря: в алтарной абсиде находится православный алтарь, а у южной стены католический. В церкви одновременно совершали службы православные и католические священники. Возле церкви находится кладбище для верующих обеих религий. А во время османской оккупации, в городе, тем не менее, продолжал находиться католический архиепископ.
Еще несколько любопытных сведений об удивительном прошлом Бара.
- С XIII по XVI век Бар был вольным городом - коммуной с древними привилегиями, собственным сводом законов, самоуправлением и даже монетным двором, где чеканили свои деньги. В 1443 году Бар был отвоеван Венецией и утратил остатки суверенитета. Венецианцы называли город Антивари и включили его в состав своей провинции «Албания Венета», входящей в Венецианскую республику. Бар разросся, был обнесен крепостными стенами с бастионами и башнями. Здесь было много дворцов, церквей, монастырей, насчитывалось около 4000 жителей.
- Книга «Летопись попа Дуклянина», или «Барский родослов», которая датируется 1149-1167 годами, считается древнейшим документом такого жанра у южных славян. Ее автор – таинственный и любознательный монах из Бара, имя которого история не сохранила, собрал народные сказания и исторические легенды славян до середины XII века, причем подробнее всего описал прошлое Дукли – так в X-XI вв. называлась Черногория. Но книга не просто содержит исторические хроники – они нередко изложены в литературной форме, с сюжетами, преданиями и легендами, в летописи сильно выражено, как сказали бы сейчас, авторское начало, а «попа Дуклянина» сравнивают с русским летописцем Нестором. То есть, это не только история, но и литература. Сейчас благодарные потомки увековечили память барского летописца в ежегодном фестивале «Барская летопись».
- 30 августа 1904 года с вершины горы Волуица близ Бара итальянский ученый и инженер Гульельмо Маркони передал в Бари, расположенный на противоположном берегу Адриатического моря, первый сигнал беспроводного телеграфа.
- Бар был знаменит своими оливковыми мельницами, причем некоторые старинные мельницы сохранились. Вплоть до 1927 года в Старом Баре существовал завод по производству оливкового масла братьев Марич, где ежедневно перерабатывалось до 20 тонн маслин. Здесь получали знаменитое барское оливковое масло, которое экспортировалось в Америку, Францию и Германию.
...Впрочем, это уже можно отнести к новой истории Бара! Пороховые склады, взорвавшиеся во время освобождения города черногорцами в 1878 году, настолько его разрушили, что он в один миг стал Старым. В прибрежном районе Пристан был основан Новый Бар – ближе к морю, к жизни и к цивилизации, а Старый стал памятником.